Время переселения согдийцев на Восток.


Время переселения согдийцев на Восток целесообразно определить как до нашей эры и I век нашей эры. В это время на Великом шелковом пути через торговлю шелком, производимым в те времена только в Китае, были установлены первые дипломатические и культурные связи. Посредниками в торговле выступали в основном согдийцы. Так, важная часть Великого шелкового пути пролегала через Согд, в частности, через Самарканд. Согдийцы сыграли важную роль в распространении буддизма в Китае.

В китайских письменных источниках упоминаются четыре согдийских буддийских монаха. Так как они именовались Кан, то, скорее всего они относятся к самаркандским династиям. Самым известным среди них был Кан Сенгкуй (умер в 280 году нашей эры). Его родители переехали из Согда в Индию, знаменитый монах родился там. После смерти родителей он стал монахом-отшельником. В 247 году он переехал в Нанкин и здесь основал монастырь и буддийскую школу. Кан Сенгкуй в Юго-восточном Китае был первым проповедником буддизма. Принятие императором Сун Хао буддизма, строительство многочисленных монастырей и келий, перевод буддийских произведения и комментарии к ним связывают с его именем.

В раннее средневековье усиливаются торговые и культурные связи Согда и стран Дальнего Востока. Начиная с этого периода можно говорить о начале процесса переселения согдийцев в восточную часть Великого шелкового пути. От Кучо до Турфон, Лоян и Чанъанган (около Пекина), а может быть, до Желтого моря и Тихого океана – по всему Шелковому пути – появляются жилища согдийцев. Есть сведения о поселении в эту пору согдийцев в Корее и Японии, Юго-восточным Китае и Гонкине.

Согдийцы способствовали распространению таких новых для Китая музыкальных инструментов, как лютня, арфа, горизонтальная свирель. В Китае было много музыкантов из различных регионов Средней Азии (по сравнению с музыкантами из других стран) в частности, из Самарканда и Кабул (провинция возле Самарканда), которых называли Цао. Самаркандская музыка входила в число образцов официальной музыки, исполняемой во дворце китайского императора.

В Китае согдийцы, и особенно Самаркандцы, играли важную роль в использовании сельскохозяйственных растений и различных животных. Например, Китайцы впервые попробовали виноград и вино, примерно во втором веке до нашей эры, после того как из Ферганы и Согда привез Чжан Цзянь. Согдийское слово bu-dav (виноград, вино) китайцы освоили как p’u-tau, которое затем перешло в японский язык.

Согдийцами из Ши (Кеш) на территории нынешнего Китая было возведено множество зданий для жилья и в других местах Восточной части Великого шелкового пути появляются такие пристанища. Согдийцы поселяются и в Китайских городах. Их особенно было много в городах Чаньан, Дуньхуан, Лянчжу, и они жили, объединившись в отдельную общину. Только в Дуньхуане вначале VI века согдийская община насчитывала около тысячи согдийцев.

Одним словом, согдийцы, в том числе Самаркандцы, оказали огромное влияние на развитие новых караванных путей. Благодаря этому согдийцами или через них в странах Востока, Южного и Западного Китая и дальневосточных странах нашли широкое распространение материальные и художественные достижения Запада.

Начиная со второй половины VI века до рождества Христово, согдийцы освоили новые пути , ведущие к странам Средиземноморья. Основание тому явилась возникшая в ту пору политическая ситуация – несогласие между управляемым империей Сасанидов Ираном и Тюркским каганатом. Начиная со второй половине VI века, в Согде наладилось производство шелка, его торговлю контролировал Маниах и его семья. Маниах обращается к тюркскому хакану Истамину с предложением отправиться к Хосраву Первому Ануширвану для решения вопроса торговли шелком и его поставки в Византию. Однако, соглашение не было заключено. В этой ситуации, благодаря посредничеству Турков, в Византию направляются послы во главе с Маниахом. Они должны были договориться о перевозке шелка из Согда, минуя Иран, возможностях его продажи в Византии. Послы во главе с Маниахом в 568 году отправляются в путь из Самарканда, обогнув Хазарское (Каспийское) море. Затем через степи и горы Северного Кавказа добираются до города Себастополис (ныне Сухуми). Оттуда через Черное море прибывают в столицу Византии – Константинополь. Путешествие самаркандского купца Маниаха было удачным. Император Византии для укрепления союза с турками во дворец хакана Истамина отправляет полководца Земарха. Как сообщает Византийский историк Менандр, между Византией и турками и далее обмен послами. После смерти Маниаха осуществление дипломатической и торговой работы было поручено Тамга Тархану. Одна из важных заслуг послов, возглавляемых Тарханом, заключалась в том, что они освоили направление, получившее название Кавказский шелковый путь. По этой дороги купцы возили согдийские ткани «занданачи», изготовляемые в кишлаке Зандана близ Бухары, в Византию и страны Западной Европы. Это подтверждают и одежда, сшитая из «занданачи», найденная в могилах северокавказских аланов в Хрущевой Балке, расположенной в верхней части реки Лаба, и в Хасауте вблизи Кисловодска, а также аналогичные ткани, обнаруженные в монастырях Западной Европы. Возможно, в то время и был воздвигнут город в Крыму Судак – вновь образованный или переименованный.

Однако этот путь функционирует недолго. Во второй половине VI века Китай лишается положения лидера по изготовлению шелка, так как Согд тоже стал славиться на Западе своими шелками, а затем – Иран и Византия. Не оставалось нужды вести шелк из Китая. А это в некоторой степени влияет на торговлю на Великом шелковом пути. Монгольское нашествие серьезно ограничивает не только движение на Шелковом пути, но и великие географические открытия XV– XVII веков, развитие новых водных дорог, изобретение современных технологий привели к снижению значения Великого шелкового пути.

Подводя итоги, можно отметить, Согд, и в первую очередь город Самарканд, имели большое значение в истории Великого шелкового пути. Как отмечалось выше, население города выступало не только, в качестве посредников по продаже шелка, но и являлось также и первооткрывателями новых караванных путей. По этим дорогам они провозили в различные страны мира свою продукцию, образцы материальной культуры, и вместе с тем распространяли культурные ценности своей цивилизации.

 

Похожие публикации:





Следуйте в разделы:


На главную страницу блога:


Оставить комментарий

Комментарии: 0