История одежды Средней Азии.



Описание одежды, история - Тохаристан, Согда.

Одежда Средней Азии

Средневековый Тахиристан – область древней Бактрии – был ареной больших исторических событий. Уже в середине I тысячелетия до н. э. Бактрией овладели шахиншахи иранской династии Ахеменидов; в IV веке до н. э. – Александр Македонский, включивший её в свою империю; затем Селевкиды; во II – I вв. до н. э. её наводнили нахлынувшие с северо-востока полукочевые племена саков и иючжей, здесь начиналось формирование могущественной империи Кушан, со временем расширившей свои границы вплоть до долины Инда и Ганга; в IV в. Тахаристан был захвачен иранскими Сасанидами, а в V в. – афталитами. Эти бурные процессы были продолжены вплоть до VIII в., кульминацией которых стало завоевание арабов, включивших область в состав халифата. Таким образом, Бактрия – Тахаристан представляет собой поле для вторжения различных этнических напластований на местный субстрат. Косвенным отражением этих процессов служит раннесредневековый костюм местных и пришлых народов.

Понятия «костюм» многообразно. Оно включает: исходный материал – ткани и их дополнения из кожи, металлических деталей; покрой одежды - мужской, женской, детской; украшение вышивкой, аппликацией, нашивными украшениями. В состав костюма входят одежда, обувь, головные уборы.

В тахиристанском костюме элитарной среды огромную роль играли богато орнаментированные ткани. Живопись Балалык-тепе, Дильберджина, Аджина-тепе, Калаи-Кафирнигана, передаёт разнообразие их орнаментики. Дополнением служит одна из сцен во дворце согдийского правителя Самарканда на городище Афрасиаб, где представлены послы Чаганиана (тохаристанская область на среднем течении Сурхандарьи) в богато орнаментированных одеждах, причём один из них несёт в качестве дара свёрток такого рода узорной ткани. Сопоставление же узорных тканей различных областей Средней Азии выявляет существование ряда локальных раннесредневековых школ художественного ткачества, одна их которых была сконцентрирована в Тохаристане.

В творениях Рудаки и Фирдоуси изобразительное искусство Тохаристана и Согда рассматриваемого периода воплощает дух эпохи, эстетический идеал среднеазиатского рыцарства. Участники живописных сцен исполнены достоинства правящего дихканского сословия. При этом важную роль играют костюмы, подчёркивающие благородную стать мужских фигур и скромность прикрытых тяжёлыми накидками женщин. Вместе с тем богатство узорных тканей этих одежд и набор дополняющих костюм украшений подчёркивают их высокое общественное положение. Такими представали перед взором современников  те блистательные цари, благородные герои и их окружение, о которых вещали долгие строфы эпических сказаний.


Костюма, орнаментация, ткани, украшения, головные уборы, чулки и обувь.



А вы знаете что:

Первое описание Самарканда на территории бугра Афрасиаб встречается у известного марокканского путешественника Ибн Батуты, посетившего город в 1333 г. -  сто тринадцать лет спустя после разгрома его Чингиз-ханом: «Самарканд является одним из крупных и красивых городов мира. Город расположен на речке стиральщиков белья (имеется в виду река Сиаб), на которой поставлены водоподъемные колеса для орошения садов и насаждений. В городе много великолепных дворцов, больших зданий, большинство которых лежит в развалинах, преобладающая часть самого города также состоит из развалин. Город не имеет ни стен, ни ворот». Филип Ефремов в 70-х годах XVIII в. писал: «Видно этот город, был немалый прежде, разорен и стал чуть меньше в третью часть».










Фото Самарканда: