О букетах и цветах.



История букета, как дарить цветы, теория и практика составления букета.

Составление букета является одним из наиболее древних видов искусства. Цветы – символ неувядающей красоты. В древнем Риме существовали мастерские, в которых изготавливали венки и гирлянды. На фресках, рисунках и барельефах можно встретить изображения драгоценных ваз, наполненных цветами. Из Древнего Египта в Грецию пришёл обычай украшать голову венками: полководцы и победители спортивных состязаний носили лавровые венки. Отсюда и слово «лауреат» - увенчанный лаврами. Традиционные римские аранжировки – рог изобилия, гирлянда и круглый венок – хорошо известны и сегодня.


Царским растением считается папирус. Лилии, мирт, резеда были любимыми цветами египтян. Их ставили в вазы, имевшие отверстия для каждого отдельного стебля. Античные авторы упоминают ветви плюша, лавра, дуба, винограда. Растения служили в качестве символов. Так у древних германцев дуб означал войну, славу, победу; липа – мир; берёза – весну. На праздниках в период заката Римской империи розами усыпали водоёмы, пиршественные столы и ложа, от резкого цветочного запаха человеку становилось дурно.


С появлением христианства обряды, в которых проявлялось единение человека с природой, оказываются под запретом. Вместо того, украшать быт людей, цветы разводят в основном в монастырях, для украшения алтарей, применяют в лечебных и кулинарных целях.


Искусство составления букета возродилась в эпоху Ренессанса. В этот период впервые появляются букет как форма цветочного украшения. Слово «букет» происходит от французского языка и означает красиво подобранные цветы. Если в эпоху средневековья собранные букеты грубы, маловыразительны, в вазах из простого фаянса или олова, то с приходом в архитектуру стилей барокко и рококо облик букета меняется. Букет становится красочным и изящным.


В XIV-XV веках в моде бутоньерки – небольшие букетики, прикреплявшиеся к платью, собранные из душистых растений: базилика, гвоздики, майорана. Цветы для букетов коротко обрезают и крепят на проволоке. Обычай и мода украшать жилища цветами и преподносить их в дар появилась в XVIII веке и особенно в XIX веке. В Европе входят в моду ручные портбукеты: цветы вставляют в картонную (иногда в фарфоровую или серебряную) воронку, обтянутую кружевом, атласом. Стебли укладывают во влажный мох и прикрепляют проволокой. Букет в вазе превращается в сложное сооружение, громоздкое и выручное, исполнение которого требовало знаний и большого мастерства. Цветы с коротко срезанными стеблями располагают вдоль столов в виде «дороги» или «реки» в мелких сосудах удлинённой формы, ставятся на стол и цветочные плато (блюда) – цветы, листья, ветки на проволочном каркасе, покрытым мхом и дополненные кружевами и лентами. В моде были большие корзины с золотыми шнурами и кистями, где срезанные цветы укреплялись в мох на проволоку, причём в корзине могло соседствовать множество цветов различных видов.


В первой половине XIX века преобладал букет «виктория», напоминавший клумбу в миниатюре, где различные цветы, контрастные по цвету, располагались концентрическими кругами. К концу века в моду вошли односторонние букеты «помпадур», которые полагалось держать в руках. В Германии и Австрии в XIX веке рождается новый стиль бидермейер. Он напоминает ампир. В последней трети XIX века были популярны букеты, предложенные венским декоратором Гансом Макартом. Этот букет веерообразной формы, в котором наряду с живыми цветами используются сухие, выбеленные или крашеные травы, пальмовые листья, павлиньи перья, сухие и искусственные цветы.


Время огромных дорогих букетов прошло. Постепенно декораторы отказались от короткой подрезки цветов, проволочных каркасов. Здесь сказалось и знакомство с японским искусством составления букетов-икебан. Однако испытав его положительное влияние, европейский стиль сохранил свои основные традиции.


Как дарить цветы.


Обычай дарить цветы очень древний. Когда-то существовал язык цветов. Собрав букет из цветов, где каждый цветок символ, можно было выразить целое послание. В чистом виде он не дошёл до нас, но многие традиции сохранились.


Букет – под букетом понимают обычно несколько цветов или веток, подобранных по цвету, размеру, фактуре. Букеты различаются по форме, размеру, назначению. Цветы для букетов подбирают в соответствии с замыслом аранжировщика и назначением (невесте, маме, к юбилею). Желательно, чтобы цветы были свежие, с ровными стеблями, с роз удаляют шипы. Подбирая цветы, их держат в левой руке, а в правой добавляют новые, концы стеблей подрезают. Можно обернуть их кусочком фольги.


Форма букета определяется видом цветов. Чаще всего делают круглый букет, односторонний букет или букет-корзину.


Круглый букет. Все стебли в нём почти одинаковые. Такой букет можно составить из гвоздик, ромашек, ноготков, роз, хризантем, душистого горошка, маргариток.


Односторонний удлинённый букет. Делают из цветов с длинными прямыми цветоносами – гладиолусов, дельфиниума, ирисов. Такие букеты очень торжественны. Цветы в нём как бы постепенно переходят один к другому. Удлинённый свисающий букет делают из цветов с гибкими цветоносами: гвоздик, фрезий, орхидей. Часть цветов в нём расположена вертикально, часть – свешивается вниз, образуя плавную линию. В таком букете широко используется аранжированная зелень (папоротник, аспарагус, гипсофилла).


Букет корзина. Его используют в основном как подарочный. Его составляют из мелких цветов и зелени. Букет размещают в маленькой корзиночке с длинной ручкой.


Размеры букета не ограничиваются какими-либо правилами. Исключения бывают для невесты, где величина букета может достигать роста девушки. Принято дарить нечётное количество цветов. Исключение составляют траурные букеты. Если же букет дарится ко дню рождения, допустимо большое количество цветов. Завёрнутый в бумагу букет нужно развернуть и только потом дарить.


Букет для невесты. Это могут быть букеты и круглые, и удлинённые свисающие, и букеты – корзинки. Цветы для букета подбирают нежных оттенков. Желательно, чтобы весь букет был составлен из разных сочетаний цветов (от белого к розовому, от оранжевого к нежно-жёлтому). В букете для невест можно использовать несколько наименований растений, например: букет для блондинки – нежно-жёлтая фрезия, нарциссы и зелень аспарагус. Букет для полной брюнетки – бордовые розы, розовая альстремерия, гипсофилла многолетняя. В букете для невесты можно использовать кружева, ленты, бусы. Кружева и ленты должны соответствовать фактуре подвенечного платья. Плотный шёлк платья – атласные ленты на букете, кружевное голубое платье – голубое кружево манжета вокруг букета.


Длина свисающих с букета лент должна соответствовать величине букета и длине платья.


Букет маме надо дарить из любимых ею цветов. Если любимые мамины цветы не соответствуют времени года, надо заменить их сходными по структуре и цвету. Букет маме может быть пёстрым. Можно использовать ленты.


Букет ветерану должен быть из красивых, дорогих цветов красных тонов, символизирующих жизнь.


Букеты для встречи гостей, делегаций – небольшие, яркие, составленные из голубых, оранжевых, белых, красных цветов, символизирующих дружбу, тепло, радушие.


Букеты ко дню рождения детей должны быть небольшими, но яркими. Такой букет должен быть прикреплён к подарку.


Юбилейные букеты должны быть торжественными и красивыми, их составляют из большого количества дорогих цветов одного цвета. Букеты могут быть круглыми или односторонними. Лучшими цветами для юбилейного букета считаются розы, гвоздики, гладиолусы, лилии.


Букеты при посещении больного должны быть небольшими из неярких цветов и без запаха.


На новоселье дарят букет цветов вместе с вазой.


Сейчас модно в доме иметь букеты, составленные из сухих цветов.


Подбирая цветы для подарочного букета, полагайтесь на собственные вкусы, учитывайте повод, по которому он преподносится.


Теория и практика составления букета.


Составление букета можно отнести к декоративно-прикладному искусству. Букет, как и предметы, и предметы декоративно-прикладного искусства рассчитан на применение в быту и выявляет своё художественно-образное содержание во взаимосвязи с окружением.


Искусство составления букета располагает различными выразительными средствами.

Композиция – сочетание, составление, расположение.


Это структурное построение художественного произведения. Соединение всех компонентов в единое целое, обусловленное идейным замыслом и назначением. Определённое расположение частей и элементов и их связь между собой.


Композиционные правила, от которых зависит впечатление:


- целесообразность

- масштабность

- гармония

- контраст (Цвет)


Каждое произведение искусства имеет определённое назначение и несёт какую-либо идею. Это относится и к искусству, составления букета.


Основная идея, общий композиционный замысел – это:


1.    Определение целевого назначения (оформление сцены, букет для вручения, корзина юбиляру и т. д.).


2.    Избрание путей и средств (материал, масштаб, цвет, линия и др.).


Масштабность. Иначе пропорциональность или соразмерность. Это правильное соотношение частей к целому (второстепенного к господствующему, деталей и основной идее).


Величины цветочной композиции к окружающей обстановке (маленькая ваза на сцене; крупная композиция из цветов в классной комнате – это плохо).


Гармония – это такое единство, где элементы формы и пространства в стройной связи между собой, подчинены общей идее и находятся в строгих пропорциональных соотношениях.


Гармония основана на принципах повторения элементов.


Определённая упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением называется ритмом.


Симметричное построение -  две разные части однохарактерных  элементов находятся по обе стороны от центральной оси, т. е. форма, величина, цвет, положение одинаковые и при повороте вокруг воображаемой оси их можно совместить. Цветочные композиции, построение по этому принципу (округлой, треугольной формы) производят впечатления строгости и уравновешенности.


Ассиметричное расположение соответствует естественному характеру роста растений. В аранжировке чаще предпочитают этот принцип. Такие композиции свободнее, естественнее, дают больше простора для творчества.


Стремясь к единству, следует бояться монотонности. Хорошими примерами привлечения, внимания и устранения монотонности является контраст и внезапность.


Контраст – это сопоставление резко отличных предметов или явлений (контраст по цвету и величине цветов, окраске листьев, фактуре, форме растительного материала). Причём ценность повышается, если один вид цветов преобладает, а другой представлен вкраплениями. Очень важны последовательные контрасты, например: переходы от темного к светлому, крупного к мелкому.


Контрасты должны быть логически оправданы, это только цель для более яркой передачи композиционного смысла. (Золотые шнуры и красные цветы – ветеранам, чёрные коряги и красные цветы ко Дню Победы, беле плавные линии и синие цветы к Дню военно-морского флота.)


Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие композиции (фокус). Фокус, который заставляет зрителям обратить внимание в определённом направлении. Выделяемый фрагмент (цветок, ветка, коряга, игрушка) должны быть интересны эстетически.

Чтобы добиться гармоничного сочетания всех элементов в единое целое, надо их сгруппировать. Различают замкнутые и свободные группы. Группировать можно отдельные цветы в букете, корзине, венке. Оформляя праздничный зал, выставку, композиции тоже группируют симметрично или же в свободные ассиметричные группировки.


Форма. В Европейском направлении букета различают несколько основных форм: округлую, круглую, вертикальную, горизонтально-вытянутую, овальную, треугольную.

Какую форму выбрать подсказывают сами растения, их строение, характер соцветий. При большом количестве цветов прибегают к округлой, или круглой форме. Такие композиции создают их астр, ромашек, ноготков, маков. Эту форму применяют в букетах для невест, в которых очень красивы мелкие розы, фрезии, гиацинты.

Композиции треугольной формы используют для оформления стола президиума, банкетного зала. Для этой формы можно использовать гвоздики, каллы, тюльпаны, гладиолусы.


Из ассиметричных форм наиболее употребляемая образная линия красоты по имени английского художника XVIII века Хогарта.


Одним из важнейших изобразительных средств в букете является линия. Линия создает выразительность контура, границу любой плоскости или формы. Среди прямых линий различают три основные: горизонталь, вертикаль и диагональ. Горизонтальная линия наиболее спокойная, вертикальная линия, направленная вверх к солнцу и свету, производит впечатление возвышенное, динамичное, торжественное. Диагональ может быть восходящей, активной, нисходящей, пассивной. Самое различное впечатление могут производить изогнутые, ломаные линии. При выборе растительного материала в соответствии с идеей композиции можно заранее найти то, что требуется. Это и вертикальные линии листьев сансеньеры, ирисов и лилейника, соцветия дельфиниума и аконита; это и изогнутые линии веток ивы, дерна, лозы винограда. При составлении композиций стараются располагать стебли, так, чтобы они не перекрещивались между собой и не перекрывали друг друга.


Своеобразное впечатление создают стебли растений направленные вниз. Поникающие и ниспадающие линии (ветки берёзы, ампельные растения, плющ, орхидея).


Пропорции.  Соразмерность элементов, согласованная система частей и целого.


В цветочной аранжировке применяют чаще всего соотношения по размещению цветов в вазе, на высоту должно приходиться три части, цветов над вазой пять частей, и высота всей композиции составит восемь частей. Также должны соотноситься все части букета, который держат в руках. При составлении композиции в низкой вазе используют те же соотношение, но вместо высоты берут диаметр вазы. Размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 – 2 высотам вазы (причём светлые и лёгкие цветы – выше, а тёмные и крупные – внизу).


Облик любой композиции во многом зависит от цвета и колорита. Это более выразительное средство цветочной аранжировки. В природе огромное количество красок и оттенков. Цвет в целом можно разделить на три группы:


- тёплые или активные (красный, оранжевый, жёлтый);

- холодные или пассивные (зелёный, синий, фиолетовый);

- нейтральные (белый, серый, чёрный).


Активные цвета действуют возбуждающе, пассивные – успокаивающе и фиолетовые цвета – угнетающе.


Для определения гармоничности сочетания разных окрасок цветов пользуются колориметрическим кругом. Контрастными гармоничными сочетаниями являются цветы секторов, расположенные друг против друга (красный-зелёный, фиолетовый-жёлтый). Допустимы сочетания окрасок секторов, расположенных через один.


Три окраски хорошо сочетаются между собой, если они находятся в цветовом круге на одинаковом расстоянии одна от другой, например: красный-синий-жёлтый. Можно составить также не контрастные сочетания, когда в одном букете подбирают цветы одной окраски, но различных тонов: например: от белой до тёмно-красной, от светло-жёлтой до оранжевой. В европейских странах составляют подарочные букеты из разных цветов одной окраски (жёлтый букет из роз, фрезии, хризантем).


Очень хороши и пёстрые букеты из полевых цветов, сухоцветов в стиле бидермейер.


Если в букете находятся цветы резких, плохо сочетающихся между собой окрасок, нужно поместить между ними белые или аранжировочную зелень.


Символика цвета.


Желтый – тёплый, солнечный, яркий; символизирует радость жизни;

Зеленовато-жёлтый – зависть, измену, фальшь;

Красный – огонь, жизнь, свободу, любовь, праздник;

Оранжевый – тёплый, радостный, праздничный; символизирует радость, мощь, солнце;

Фиолетовый – производит впечатления великолепия, торжественности; символизирует достоинство, величие, роскошь;

Синий – спокойный, холодный. Символ серьёзности;

Зелёный – символ мира, надежды, плодородия;

Белый – символизирует чистоту, невинность, целомудрие, а в некоторых странах Востока – траур;

Чёрный – нейтральный, символизирует печаль, траур.


В раздел: «Легенды Статьи»


Статьи из раздела: «Часть 1»