История – под микроскопом.



Глухо гудит компрессор, выгоняя из вытяжного шкафа кислотные и щелочные пары. В огнеупорной мензурке стоящей на металлическом таганке бурно кипит раствор ядовито-зелёного цвета.

 

Поначалу всё нам показалось здесь знакомым и обычным для химических кабинетов, к которым мы привыкли в школах. Но вот прошло некоторое время, и мы поняли: здесь, в этих удивительных научных лабораториях, буквально на глазах любого посетителя совершается настоящее чудо, - открываются глубокие тайны древних культур и цивилизаций.

 

Вот едкая щёлочь в огнеупорной мензурке медленно, будто нехотя, растворяет зелёную окись, покрывшую древнюю монету, найденную на Афрасиабе археологами. На столе перед химиками растёт гора таких монет, не окислившихся, а уже блестящих кружочков. В увеличительное стекло хорошо видны мудрёные арабские надписи: в них зашифрованы важные научные сведения, дата чеканки, имя правителя, повелевшего отчеканить эту монету и место чеканки. На другой монете – профиль самого правителя.

 

В большой ванне «купается» медный кувшин. Его покрытого густой оболочкой окислов, сильно помятого, перевезли из Каттакурганского района. Кажется, потри его, и вылезет добрый джин-волшебник. Но джин не вылез. Зато под удалённой волшебными растворами окисью обозначались какие-то таинственные знаки. И оказалось, что подобные сосуды использовались в древности для перевозки денег. Такая вот своеобразная «инкассаторская сумка» средневековья.

 

Заведующий отделом показывает обуглившийся от пожара небольшой деревянный брусок. Не один месяц трудились химики-реставраторы над тем, чтобы закрепить его, сохранить от тлетворного влияния времени. На бруске едва-едва можно было различить что-то вроде человеческой фигурки. Мелькают в руках учёных «хирургические»  инструменты: игла, кисточка, скальпель, пинцет. Крупинка за крупинкой удаляется прилипшая глина, снимается окалина и совершается волшебство. В бесформенной массе угольков, пока что под микроскопом миллиметр за миллиметром проявляется фигурка то ли юноши, то ли девушки, сидящей под причудливым переплетением растительных побегов. Как это ни странно, но именно огонь спас от тлена этот уникальный фрагмент деревянной скульптуры, сюжет которой так похож на средневековые миниатюры бухарских мастеров.

 

А вот большой фрагмент настенной росписи с древнего городища Балалык тепе, расположенного в Сурхандарьинской области. Ещё там, в поле, химики-реставраторы пропитали его полимерами, и вот он – на «операционном» столе. Вначале нельзя было определить ни чего кроме каких-то разноцветных полосок, штрихов, размытых кружков. Но вот в поле зрения микроскопа медленно стал, проявляется фрагмент человеческого глаза. Осторожные движения скальпеля и пинцета и глаз открылся полностью. Взгляд из прошлого!

 

Ни много ни мало – двадцать с лишним лет длилась эта «операция». Теперь уже без оптических приборов можно увидеть, что на фрагменте изображена сцена пиршества. Смоченные специальными растворами – «лекарствами», снова обретает свежесть древние краски: полихромная палитра тёмно-бордовых, жёлтых, чёрных оттенков. Вот юноша с опахалом, застывший возле сидящих юношей и девушкой, - скорее всего принцем и принцессой. Юный принц подаёт возлюбленной чашу с напитком, но принцесса будто бы отводит его руку.

 

Это только один из множества фрагментов, которому вернули жизнь замечательные «лекари древности» - химики-реставраторы.

 

Из-за стёкол специальных лабораторных шкафов с тонких пластин штукатурки смотрят на нас юный царевич с занесённым для броска копьём, юноша с печальными глазами, в яркой восточной одежде. А рядом – множество фрагментов разного ганча, витые светильники из золотистой бронзы, сотни очищенных монет, наконечники боевых стрел, сверкающие позолотой бляшки с пояса знатного военачальника, найденные археологами в руинах соборной мечети Афрасиаба. Целый мир старины глубокой, возрождённый через многие столетия нашими химиками-реставраторами. Как же благородна их работа!

 

Кто-то из наших ребят говорит: «Смотрите, настоящая очередь на операцию» и показывает на груды древней посуды, воинского снаряжения, какие-то бесформенные железные предметы. Они ещё грязные, тусклые, накрытые толстыми слоями солей и окислов, бесформенные, скучные. Всё объясняется просто: их доставили в лабораторию химиков только в этом году и курс «лечения» у них впереди.

 

Среди них и фрагмент богато расшитой ткани. Это наша находка из оборонительной башни города крепости Шахрухия, построенной по личному приказу Амира Тимура в 1392 году. Летом этого года мы были там на раскопках. «Этот фрагмент настолько уникален, - говорит старший научный сотрудник, - что к «операции» по его реставрации нужно особенно тщательно готовиться».

 

Фрагмент действительно уникален, хотя бы потому, что не так уж часто встречаются археологам остатки тканей древности. К тому же мы предполагаем, что этот лоскуток мог принадлежать одежде внука великого Мирзо Улугбека Мухаммаду Джуки, который поднял в Шахрухие мятеж против самаркандского правителя. Но пока это только наша гипотеза. Мы верим, что химики-реставраторы успешно справятся с предстоявшей «операцией» и помогут нам разгадать тайну этого фрагмента.

 

Разделы: «Легенды, Рассказы»

В раздел: «Легенды Статьи»


Статьи из раздела: «Часть 1»