История, пути расселения индоиранских племён.



Где же обитали иранские племена до их разделения, когда и какими путями происходило расселение с соответствующих территорий предков тех или иных иранских и индоарийских племён?

 

В науке существуют различные мнения по этим вопросам. Но наиболее распространённым является положение, по которому предки различных индоиранских племён жили до своего расселения где-то в областях около Чёрного моря, а затем в Средней Азии и соседних с ней районах. С этих территорий одна группа индоариев пришла в Индию, другая проникла в Переднюю Азию, где в первых веках отмечены следы их речи и культуры, а затем иранские племена, предки мидян, персов и др., продвинулись в Западный Иран. Такой точки зрения придерживались, и придерживается большинство историков и иранистов-лингвистов. Подобное мнение полностью преобладает и среди российских и узбекистанских археологов; притом обычно ариями или иранцами считают носителями андроновской или иных степных культур Средней Азии эпохи бронзы; по другой точке зрения, арийским было и население земледельческого юго-запада Средней Азии и соседних районов Ирана и Афганистана уже с III тыс. до н.э. или с его второй половины.

 

Высказывались, однако, и другие мнения. Так, полагают, что иранские племена – предки мидян, персов и других западно-иранских народов – попали в Иран не с Востока, из Средней Азии, а с севера, через Кавказ. В соответствии с этим считают, что во II тыс. до н.э. иранские племена или их часть жили в Юго-Восточной Европе. И в этом случае обычно считают, что другая часть иранских племён обитала тогда в Средней Азии и соседних на севере районах, а предки индоарийцев пришли в Индию из Средней Азии.

 

Выдвигались, однако, и положение, согласно которому иранские племена, придя через Кавказ в Иран, уже отсюда проникли в Южное Приуралье и другие области Ср.Азии.

 

Групп ариев, проникших во II тыс. до н.э. в Переднюю Азию нередко также «ведут» через Кавказ. Но и при этом чаще считают, что другие арийские племена, предки иранцев и индоарийцев, обитали вместе в Средней Азии и в соседних районах до того, как началось их расселение отсюда в другие страны, в том числе предков индоарийских племён в Индию. Их приход в Индию относят в этом случае ко второй половине или последним векам II тыс. до н.э., а «Ригведа» датируется многими специалистами временем около XII-X вв. до н.э.

 

Некоторые авторы, исходя из мнения о кавказском пути переднеазиатских приев, утверждали, что именно они были предками ариев Индии, куда двинулись после того, как были вытеснены из областей Передней Азии около XII в. до н.э. Одновременно выдвигалось положение, согласно которому археологические материалы свидетельствуют о продвижении предков ведических ариев в Индию через Иран со стороны Передней Азии и Закавказья в последних веках II тыс. до н.э., около XII-X вв. до н.э.

 

Существует ещё и совершенно иная точка зрения, по которой арийские племена обитали в Индии очень давно, уже в III тыс. до н.э. или даже ранее. Это мнение связано с распространённой ранее (но принимаемой и теперь некоторыми индийскими учёными) датировкой «Ригведы» временем ранее II тыс. до н.э. Между тем этот древний памятник древнеарийской религиозной литературы складывался определённо уже в Индии (примерно в пределах территории Пенджаба и верховьев Джамны и ганга.). С открытием в долине Инда и соседних районах культуры Хараппы – Мохенджо-Даро, существовавшей во второй половине III – первых веках II тыс. до н.э., некоторые учёные продолжали считать, что арии уже жили тогда в Индии, и что эта культура была арийской. Более того, существует даже мнение, что «Ригведа» возникла ещё до сложения хараппской культуры.

Таким образом, высказывались самые различные точки зрения о ранних областях обитания арийских племён, о времени и путях их расселения в те или другие страны. Это, однако, не означает, что не существует никаких надёжных оснований для решения арийской проблемы.

 

Явно несостоятельным следует признать мнение, по которому арийские племена жили в Индии ещё в III тыс. до н.э., и гипотезу об арийской принадлежности населения культуры Хараппы. Непосредственная близость индоарийских языков к иранским, принадлежность арийской группы в целом к индоевропейской семье языков, данные об интенсивных и длительных контактах носителей этих языков и ряд других соображений не позволяют предполагать, что арийские племена появились в Индии ранее, по крайней мере, начала II тыс. до н.э. А хараппская культура возникла около XXIV-XXIII вв. до н.э. (или в середине III тыс. до н.э.). К тому же, как показывают данные, она возникла на основе развития более ранних местных культур долины Инда и соседних районов, распространённых здесь в первой половине и середине III тыс. до н.э. Уже, поэтому нужно признать, что создатели хараппской культуры принадлежали к доарийскому населению Индии.

 

Что же касается теории, по которой предки мидян, персов и других западных иранцев пришли в Иран через Кавказ, то, хотя этой точке зрения и следует в настоящее время целый ряд авторов, её все же нельзя считать доказанной. Более вероятно, что в Иран, как определённо и на ряд других территорий, иранские племена продвинулись из Ср.Азии. Можно допустить и оба пути, как непосредственно из Ср. Азии, так и через Кавказ. Но при этом нужно иметь в виду, что районы Юго-Восточной Европы, откуда в этом случае пришли в Иран некоторые западно-иранские племена, должны были, очевидно, составлять непосредственное продолжение территорий на востоке, включая Ср. Азию, занятых иранскими племенами. Допустимо также предположение, что эта группа западно-иранских племён, если она действительно продвинулась через Кавказ, пред этим пришла с востока по районам к северу от Каспийского моря, т.е. проделала тот же путь, по которому позже двигались скифы.

 

Но, во всяком случае, следует исключить, как явно неверное, мнение о том, что иранские племена появились в Ср. Азии, придя с территории Ирана. Аргументы сторонников этого мнения определённо несостоятельны. Реальные данные свидетельствуют о том, что иранские племена широко распространились в Западном Иране в первых веках I тыс. до н.э., а появились здесь не ранее самого конца II или рубежа II-I тыс. до н.э. А в Ср. Азию иранские племена, как об этом свидетельствуют и историко-лингвистические и археологические данные, находились, во всяком случае, уже во второй половине II – начале I тыс. до н.э.

 

Большая часть современных иранских народов: персы, афганцы, курды, белуджи и др. – обитает на иранском плато и соседних на западе и востоке территориях. Но ещё во II тыс. до н.э. территория Западного Ирана была наполнена народами, принадлежавшими к иным этническим и языковым группам (эламиты, лубубеи, касситы и др.). В первых веках I тыс. до н.э. в Западном Иране, события в котором в эту эпоху освещены письменными источниками, эти этнические группы постепенно уступали свои позиции иранским племенам, продвигавшимся по территории Ирана и ассимилировавшим старое местное население.

 

В древности область распространения иранских языков и племён была намного обширнее, чем в средние века и в новое время. Она построилась от Юго-Восточной Европы Туркестана и от Приуралья и южной Сибири до юга Ирана.

 

Античными источниками непосредственно засвидетельствовано продвижение групп ираноязычных племён с востока в Юго-Восточную Европу, в области к северу от Кавказа и Чёрного моря. Это были скифы, пришедшие сюда в  IX-VII вв. до н.э. (после чего на рубеже VIII-VII вв. до н.э. часть скифов пришла через Кавказ в Переднюю Азию), а затем сармато-аланские племена. В число последующих входили и предки одного из значительных современных иранских народов – осетин, живущих в настоящее время на Кавказе. До продвижения на запад центром сарматских племён, как об этом свидетельствуют письменные источники и археологические данные, были территории к северу от Каспийского и Аральского морей до Зауралья.

 

Таким образом, исторически и археологически зафиксировано продвижение иранских племён в Юго-Восточную Европу из областей к востоку от Волги и Урала. Причём в этих областях иранские племена обитали, во всяком случае, ранее начала I тыс. до н.э.

 

На территории Восточного Туркестана иранские племена, в том числе предки носителей известного по дошедшим текстам хотано-сакского языка, могли попасть лишь из Ср. Азии или соседних районов Казахстана. К III-II вв. до н.э. иранские племена преимущественно, по-видимому, сакской группы занимали значительные территории в Восточном Туркестане. Имеющиеся для указанного времени письменные источники об этих территориях свидетельствуют, что названные племена обитали здесь задолго до III в. до н.э. (рядом с другими индоевропейскими племенами – тохарами), а много позже начинается экспансия на эти территории с северо-востока, со стороны племён тюркско-монгольской группы.

Территорию самой Ср. Азии к VII-VI вв. до н.э. целиком занимали иранские народности – бактрийцы, хорезмийцы, согдийцы, племена сакской группы и др. На основе этих народностей, и, прежде всего бактрийцев и согдийцев, в раннем средневековье сформировался таджикский народ.

 

К указанному времени иранские земледельческие племена, безусловно, уже давно обосновались на соответствующих территориях и занимали одноимённые области: бактрийцы – Бактрию, согдийцы – Согдиану, хорезмийцы – Хорезм, маргианцы – Маргиану, арейцы – Арейу (по течению Герируда, с центром в районе Герата на территории современного Афганистана), парфяне – Парфию (северная часть которой находилась на территории Южной Туркмении, а южная – в прилегающих районах Ирана). Развитие иранских кочевых племён, и в частности сакских, также уходит, как непосредственно свидетельствуют и археологические материалы, в предшествующую VI в. до н.э. эпоху истории Ср. Азии.

 

«Авеста» сохранила также воспоминание о полулегендарной стране, именуемой Арьянам-вайчах («Арийский простор»), ранней области обитания иранских (или арийских вообще) племён. Ряд учёных отожествляют эту страну непосредственно с Хорезмом. Но правильнее, по-видимому, видеть в ней не Хорезм (к тому же фигурирующий в «Авесте» под своим именем), а более обширную территорию Ср. Азии и примыкающих к ней на севере областей.

 

Накопленные в науке данные об интенсивных связях арийских (вообще, а затем иранских) языков с финно-торскими свидетельствуют о том, что территория арийских (а затем иранских) племён простиралась на севере до лесной полосы между Поволжьем и Западной Сибирью, т.е. до территории, где могли осуществляться связи с финно-трами. Указывают также на ещё сохранившиеся до «арийского периода» контакты арийских диалектов и племён с другими индоевропейскими. Это предполагает распространение территории арийских племён на северо-западе до степей Юго-Восточной Европы.

 

Вместе с тем иранские, или раннее арийские, племена обитали и на степных просторах к северо-востоку и востоку от Ср Азии. Это предположение может быть сделано и на основании сведений о населении этих территорий в более поздний период (с середины I тысь. до н.э.), и по археологическим данным о гораздо поздней эпохе. В Ср. Азии и соседних на севере районах иранские племена обитали в последних веках II – начале I тыс. до н.э., что определённо следует и из трактовки материалов письменных источников. Это означает, что иранским племенам принадлежали археологические памятники, распространённые на данных территориях в указанное время. Это памятники культур андроновского круга (или также срубно-андроновского, культуры тазабагьябская, кайраккумская и др.). Но однотипные по археологическим особенностям, а также по антропологическому облику европеоидного населения культуры в середине II – начале I тыс. до н.э. были распространены и далее на востоке, в том числе на территории Восточного Туркестана, где, в частности, были сделаны находки керамики андроновского типа. Позже, в I тыс. до н.э., в этих областях, в том числе в районе Алтая и в Восточном Туркестане обитали скифо-сакские племена. Кроме того, в Восточном Туркестане найденными здесь текстами I тыс. до н.э. засвидетельствованы два  близко родственных языка (или диалекта) иной группы, которые называются в науке тохарскими, а их носители – тохарами (или тротохарами).

 

В более ранней период они занимали, безусловно, более обширные территории, в том числе западнее. О появлении тохар в этих областях в науке существуют различные мнения. Но важно отметить, что лингвистические данные явно свидетельствуют об определённых контактах пратохар с восточно-иранскими племенами.

 

Итак, представляется, что ранней территорией обитания и основным центром распространения иранских племён была Ср. Азия и примыкающие к ней на севере районы. Учитывая близкое родство или единство предшественников иранских или индоарийских племён, следует полагать, что и предки индоариев обитали примерно на тех же территориях до того, как начали своё продвижение в сторону Индии. Все эти положения подтверждаются археологическими данными и, особенно, новыми материалами, полученными в результате раскопок в Ср.Азии.

 

Со времён неолита в Ср. Азии выделяются две резко отличавшиеся друг от друга хозяйственно-культурные области. На юго-западе, в Южной Туркмении, развивается, достигая наивысшего распространения в конце III – начале II тыс. до н.э., культура земледельцев, примыкающая к сходным по типу культурам Ирана и соседних южных областей.

 

Необходимо учитывать, что культуры Южного Туркменистана с эпохи неолита до ранней бронзы входили в круг земледельческих культур, распространённых южнее, в Иране и соседних районах от Передней Азии до Афганистана и Индии. Они обнаруживают большую близость или однотипность в хозяйственно-экономическом и культурном отношениях. Имеются и многочисленные археологические свидетельства, указывающие на то, что в эту эпоху, в том числе особенно в период позднего энеолита и ранней бронзы, существовали интенсивные связи между земледельцами Туркменистана и упомянутых южных культур Ирана и соседних областей; отмечались и факты, говорящие о близости духовной культуры; полагают также, что имело место генетическое родство между населением южной Туркмении и соседних на юге областей Ирана и Афганистана и передвижение населения по этим территориям.

 

Таким образом, по общему хозяйственно-культурному облику, вероятно, и этнически земледельцы юга Туркмении эпохи энеолита и ранней бронзы были связаны с населением Ирана, Афганистана и соседних областей. Арийских же племён в то время в этих странах быть ещё, не могло, а с другой стороны, имеются вполне определённые данные о том, что на их территориях обитало тогда население иной этнической и языковой принадлежности.

Напротив, культура другой, большей части Ср. Азии однотипы в хозяйственно-экономическом и культурном отношениях и обнаруживают постоянные контакты с культурами северных районов, т.е. с территориями, с которыми и по историко-лингвистическим данным были определённо связаны индоиранские племена. Следует также учитывать, что в начале эпохи бронзы должны были сохраняться определённые связи предков ариев с индоевропейскими племенами Европы.

 

Вместе с тем данные археологии о населении степных культур эпохи бронзы в Ср. Азии и в районах к северу вполне совпадают с тем, что нам известно о предках иранских племён и индийских ариев по сравнительно историческим и лингвистическим материалам. У степных племён эпохи бронзы было хорошо развито скотоводство, но они были хорошо знакомы с земледелием; тот же тип хозяйства (скотоводческо-земледельческий с прогрессирующим значением скотоводства и скотом как главным показателем процветания и богатства) был характерен и для ариев. И индоиранские племена, и племена эпохи бронзы были коневодческими, причём разведение лошадей занимало большое место в их скотоводстве. Уровень социального развития степного населения в эту эпоху также был достаточно высок. Так, на основании материалов могильников археологи устанавливают, что уже тогда у степных племён существовала патриархальная семья, возникло имущественное и социальное неравенство. Те же черты были свойственны и арийскому обществу. Весьма высоко была развита металлургия у индоиранских племён уже с арийского периода. Это также прослеживается и по археологическим материалам, относящимся к степным культурам эпохи бронзы.

 

Историко-лингвистические данные, свидетельствуют о том, что предки индийских и иранских ариев ещё жили вместе в период весьма широкого развития у них металлургии и использования металлических орудий, могут иметь значение и для датировки времени, до которого продолжалась эпоха совместного обитания предков различных индоиранских племён. Учитывая археологические материалы из Ср. Азии и территорий к северу от неё, указанное обстоятельство даёт основание считать, что предки индоариев ещё жили рядом с предками иранских племён в пределах своей древней родины, по крайней мере, до первых веков II тыс. до н.э. или даже до его середины.

 

Примерно к тому же времени следует отнести начало движения арийских племён из Ср. Азии к югу и по иным основаниям.

 

Земледельцы юга Туркмении времени энеолита и ранней бронзы, очевидно, не могли быть ариями. Но как земледельческая культура юго-запада Ср. Азии в период своего расцвета, и в ещё большей степени, чем она, по тем же и ряду других причин не могут считаться арийскими протогородская и городская культуры Северо-восточного Ирана (Гиссар III и др.), Южного Афганистана (Мундигак IV), долины Инда с памятниками времени Мохенджо-Дар – Хараппы и т.д.

 

Однако на всех этих территориях археологически фиксируются значительные исторические изменения во второй четверти II тыс. до н.э. Происходит запустение старых центров, обширных поселений и городов, во многих местах отмечается резкое изменение керамики и замена старой, изготовленной на гончарном круге, лепной и т.д. Это явление часто связывают с распространением новых племён, как не редко предполагают в таких случаях продвинувшихся именно из Ср. Азии и арийских (или индоевропейских) по этнической принадлежности.

 

То обстоятельство, что на территории Восточного Ирана, Южной Туркмении, Афганистана и Западной Индии изменения в истории развивавшихся здесь много раннее культур ещё не произошли примерно до XVIII-XVII вв. до н.э., позволяет полагать, что до указанного времени активное продвижение арийских племён на упомянутых территориях ещё не началось.

 

Более определённые данные, свидетельствуют об их расселении, имеются уже для середины и второй половины II тыс. до н.э. Относящиеся к этому времени богатые и разнообразные материалы, полученные в результате работ археологов, указывают, что это была эпоха активных племенных передвижений по всей территории Ср. Азии. Степные племена вплотную подходят к границам земледельческой зоны Южной Туркмении, а также проникают, по-видимому, в её пределы и появляются на поселениях. Имеются данные, непосредственно свидетельствующие о распространении степного населения до границ древних земледельческих оазисов на юге Туркмении, - и на их окраинах обнаружены могильники самих степных племён, типичные для более северных районов.

В тот же период происходит передвижение племён и в сторону Афганистана и Индии. Происхождение этих племён пока не может считаться установленным, существуют противоречивые попытки установить их генезис и культуру. На основании погребального обряда и ряда особенностей могильника исследователями было выдвинуто положение о связи данных могильников с арийскими племенами и об отражении здесь погребальной практики обычаев, свойственных и ведическим ариям, а также и восточно-иранским племенам.

 

Материалы южно-таджикистанских могильников приобретают тем больший интерес, что сходные и по ряду признаков могильники с близкими по конструкции могилами и типами погребального обряда было открыто пакистанскими и итальянскими археологами в области Сват на северо-западе современного Пакистана; первая (наиболее ранняя группа этих могильников датируется примерно в пределах второй половины II тыс. до н.э.).

 

Итак, нет никаких оснований считать среднеазиатские племена эпохи энеолита и ранней бронзы, индоарийскими с другой стороны, - очень вероятно, что именно индоарийцами были среднеазиатские (и находившиеся к северо-западу от них) степные племена развитой и поздней бронзы. Представляется продуктивной гипотеза, выдвинутая И.М.Дьяконовым в процессе распространения индоиранских языков в среде земледельческих анауских племён Ср. Азии на поздней стадии их развития под влиянием разнообразных контактов со степняками. В процессе этих контактов и образовались этнические общности, известные как индоиранские, и их культура. Эта гипотеза, развеваемая и другими исследователями, лучше всего объясняет археологические материалы, но имеет ряд слабых сторон. Лишь накопление новых фактов позволит прийти к окончательному решению этой проблемы.

 

Вместе с тем, приведённые данные могут свидетельствовать о передвижении племён в середине или второй половине II тыс. до н.э. из Ср. Азии к югу, в том числе в сторону Индии и на её территорию.

 

Однако распространение племён из Ср. Азии в южном направлении продолжалась и позже – когда, предки индоариев безусловно находились в Индии.

 

Археологи полагают, что степные племена распространились или «завоевали» область Южной Туркмении около рубежа II тыс. до н.э. или вначале I тыс. до н.э.

На крайнем востоке Ср. Азии, на Памире, также отмечены переселения к югу племён, вышедших из среды степного населения и продвигавшихся сюда, прежде всего, по-видимому, из районов Ферганы и соседних областей. Племена такого происхождения появляются на Памире ещё в период бронзы, в конце II – начале I тыс. до н.э. С VII в. до н.э. по археологическим материалам Памира можно определённо говорить о племенах скифо-сакской группы. Археологические данные также свидетельствуют об их продвижении к границам Индии.

 

Эти данные непосредственно подтверждаются материалами письменных источников и историко-лингвистическими данными, независимо от археологических указывающих на то, что уже в VII-VI вв. до н.э. в области к югу от Памира, к границам Индии (частично и в её пределы) и в районы Восточного Афганистана проникли и расселились здесь иранские племена, принадлежащие к племенам сакской группы или близкородственные к ним, в том числе, очевидно, предки современных афганцев и мунджанцев.

Итак, и археологические материалы, и историко-лингвистические данные указывают на расселение различных индийских групп (в более ранний период преимущественно индоарийских, затем – иранских) из Ср. Азии на юг, к Афганистану и, очевидно, в сторону Ирана.

 

Всё это ещё раз подтверждает, что Ср. Азия с примыкающими районами была основным центром распространения индоиранских племён и древней (хотя и не первоначальной) областью их обитания. Те из иранских племён, которые остались в Ср. Азии, явились предками основного населения Ср. Азии с начала исторической эпохи раннего средневековья.

 

Впоследствии на базе восточно-иранских народностей Ср. Азии, прежде всего бактрийцев, согдийцев и в степени иных этнических компонентов, сложился таджикский народ.

 

Статьи из раздела: «Часть 1»